Первые 40 минут я в изумлении таращила глаза: Ким Ки Дук без чернухи?! Как-то непривычно. Потом что-то более-менее показали, но по сравнению с крючками во влагалище - детский сад. Потом что главная идея и смысл фильма - жизнь и человечность.
Сюжет: показано пять связанных с собой новелл, каждая на свое время года, совпадающим с традиционным соотношением с порой человеческой жизни: детство-юность-зрелость-старость, которые рассказывают о моментах жизни отшельника и его ученика, живущих в плавающей по озеру пагоде. Дальше спойлеры. Первая весна - отшельник учит мальчика ценности жизни и закону воздаяния. Лето - юноша влюбляется в приехавшую паломницу и покидает пагоду. Осень - он возвращается зрелым мужчиной, убившим свою жену, которая его покинула. Зима - отсидев в тюрьме, он начинает изучать буддийские практики и вести жизнь монаха. Вторая весна - он воспитывает уже собственного ученика.
К Ким Ки Дуку отношение вообще неоднозначное. И я не знаю, гений он или не гений, но то, что выдающийся кинематографист - несомненно. Только он может рассказывать историю без единого слова, простой сменой кадров. В его же "Пустом доме" (всем смотреть!) главные герои сказали три слова на двоих за весь фильм. И это не артхаусные многосмысловые планы с подвохом и визуальными вывертами. Люди выполняют обычные каждодневные действия, но оторваться совершенно невозможно и история рассказывается ясная и полная без малейшего напряжения. В нынешнем кино (да и вообще всегда так было) движения, действия - всё как будто направлено на то, чтобы актер занял нужную позу и сказал нужные слова - пройтись, сесть, повернуться. Здесь рассказывает сама жизнь.
Отдельный плюс - виды природы (ну, это завсегда), так и охота бросить всё и уехать куда-нибудь созерцать листву.