Первая моя рецензия по мобу. Ну, с богом.
Поскольку рецензия будет большая, то я думаю целесообразно разделить её на три части.
Часть первая - идейная. В отношении которой у меня чувства смешанные. С одной стороны, интересные социально-политические наблюдения, во многом правдивые, с другой - прогрессорство. К которому, сразу скажу, отношусь крайне негативно: он подразумевает наличие у "просвещающей" нации следующих качеств: высокомерия, неуважения и простой глупости. Специально залезла на вики: один из братьев - "физик", другой - "лирик", но всё равно есть в их произведениях этот отпечаток представителей точных наук и технических профессий, что, если мы вот здесь подкрутим, и вот эту схему придумаем, то всё будет зашибись. Такие параметры, как собственное недостаточное знание и ответственность, обычно не принимаются в расчёт.
Ну и склонность к идеализации. Вообще, когда Максим знакомится с новым миром, то его наивность начинает раздражать и вызывать непонимание: это история его планеты, почему он её не помнит? Мы, например, прекрасно знаем и про концлагеря, и про инквизицию, а их на уроках этому не учат? Потом-то он об этом вспоминает, но как-то уж сильно потом. И кроме того, предполагаться поверить, что все миры, в контакты с которыми он вступал до этого, были мягкими и пушистыми, как и Земля? Ага, щас.
Вообще, действительно настроение повествования сильно меняется от начала к концу, и во многом к лучшему. Так мне очень импонировала идея подготовки к войне и перевороту через странствия, к сожаленью, она не осуществилась. А вечную мысль о том, что нельзя участвовать в политике, не запачкавшись, можно было бы как-то и по-другому обыграть, хотя понимание Максимом неизбежности этого хорошо показали. Как и осознание неизбежности своего "глупого" поведения вследствие воспитания и благородства. Правда, вот этот вот мотив "Как же я их брошу, куда ж они без меня" бесит чрезвычайно.
Аналогия "Обитаемого острова" с СССР откровенна и даже не обсуждаема, и роль башен в пропаганде/промывании мозгов тоже ясна с самого начала, но мне вот было бы горазда интересна версия с борьбой между различными видами. Впрочем, насколько я помню из "Волны гасят ветер", к этому всё и сведется. Но вот отношение людей к создавшемуся положению показано очень хорошо: и мутантов, и хонтийцев, и подполья, и Отцов. Но опять же - какой детский сад!
И вопрос - почему именно женщин убивать нельзя? Перелом Максима в отношении к Гвардии именно на этом строился.
Вторая часть - художественная. Скажем прямо, не в восторге я от авторской манеры Стругацких: многословие, обильное и через край, но описания невкусные. Приведу пример абзаца:
"Первым выстрелом ему раздробило гусеницу, и оно впервые за двадцать с лишним лет покинуло разъезженную колею, выворачивая обломки бетона, вломилось в чащу и начало медленно поворачиваться на месте, с хрустом
наваливаясь широким лбом на кустарник, отталкивая от себя содрогающиеся деревья, и когда оно показало необъятную грязную корму с болтающимся на ржавых заклепках листом железа, Зеф аккуратно и точно, так, чтобы, упаси бог, не задеть котла, всадил ему фугасный заряд в двигатель - в мускулы, в сухожилия, в нервные сплетения, - и оно ахнуло железным голосом, выбросило из сочленений клуб раскаленного дыма и остановилось навсегда, но что-то еще жило в его нечистых бронированных недрах, какие-то уцелевшие нервы еще продолжали посылать бессмысленные сигналы, еще включались и тут же выключались аварийные системы, шипели, плевались пеной, и оно еще дрябло трепетало, еле-еле скребя уцелевшей гусеницей, и грозно и бессмысленно, как брюхо раздавленной осы, поднималась и опускалась над издыхающим драконом облезлая решетчатая труба ракетной установки. Несколько секунд Зеф смотрел на эту агонию, а потом повернулся и пошел в лес, волоча гранатомет за ремень"
Вот если не знать, кто автор, можно подумать, что графомания: слов много, они напирают друг на друга, а картинки не создается. Зачем это всё? И все этим насекомоидные метафоры...
Второе: диалоги. Живых персонажей не получается. Может, это следствие тотальной идеологизации, но вот смачных реплик в отличие от многоабзацевых рассуждений нету.
Страны и местности описаны хорошо, особенно заинтересовала идея леса-убийцы, это интересно, хотя и маловероятно.
Часть третья - издевательская. Но все достоинства и недостатки перекрывает одно - МАКСИМ. Это нечто. Это Марти-Сью высшей пробы. У него недостатков НЕТ ВООБЩЕ. Более того, у него нет индивидуальных черт, он правильный до омерзения. Он не сморкается, не заикается, не шутит, он только вызывает восхищение и ужас. Гениален во всём. То есть вообще во ВСЁМ. Непонятно, все они на Земле такие, вроде бы да. Тогда это реально антиутопия.
Ещё я выделила отличительный признак Марти-Сью советского и пост-советского образца (ну, вы знаете, Бушков и компания). Советский - девки на него вешаются, а он всё о родине и о родине, пост-советский - всех девок перетрахал и побежал родину спасать.
Что подводит нас к следующему пункту: эту книгу нельзя читать человеку, знакомому с яоем. Но даже и у целомудренного в этом плане читателя могут возникнуть подозрения. Ибо, помимо откровенного наплевательства Максима на Раду:
Во-первых, вооруженные силы, отлично выдрессированная Гвардия и армия, о которой я знаю только, что где-то там, в какой-то штрафной роте (странное выражение!) служит мой Гай. - yaoi alert!
Увидев Максима, он открыл рот, и в ту же секунду Максим схватил его за комбинезон, рванул к себе, повалил на ветки под ногами и прижал...
Нет, пришел, влюбил в себя, карьеру испортил, а потом буквально за шиворот вырвал из рядов и утащил в другую жизнь, где и цель непонятна, и средства непонятны, где нужно - массаракш-и-массаракш! - обо всем думать самому!
А вот со мной дружит, надо же... И скажи он сейчас, чтобы я выкинулся вниз, - что же, очень может быть, что и выкинусь... потому что - Максим!
...и Гай с трудом удержался, чтобы не схватить его мощную коричневую руку и не приникнуть к ней в благодарном лобзании.
...подошел к нему, взял за плечи, встряхнул, потом прижал к себе, обнял, и несколько секунд Гай в блаженном забытье лежал лицом на его груди, постепенно приходя в себя.
Дело даже не в фактах, а в неповторимой фанфиковой интонации и ангстовом подтексте.
Серьёзно читать это невозможно.